Образование

По данным ПРООН уровень грамотности среди взрослого населения страны составляет 92%. В Индонезии официально предусмотрено обязательное среднее образование для всех граждан страны до 9-го класса, гарантируемое Конституцией.

Начиная с 6 или 7-летнего возраста дети начинают проходить 6-годичный курс обучения в начальной школе (Sekolah Dasar, SD), затем в течение 3-х лет обучаются в средней школе первой ступени/неполной средней школе (Sekolah Menengah Pertama, SMP).

По завершении трехгодичного курса средней школы первой ступени в рамках обязательной девятилетней программы обучения, учащиеся сдают национальный экзамен, и в случае успешной сдачи получают сертификат о начальном (базовом) среднем образовании. А по результатам академического и психологического тестирования выпускники девятилетки (неполной средней школы) могут получить возможность продолжения учебы и получения законченного среднего образования в средней школе верхней ступени/старшей школе (Sekolah Menengah Atas, SMA) или в средней профессиональной школе (Sekolah Menengah Kejuruan, SMK), где они могут приобрести специальные навыки и получить базовое техническое образование. Так же как и в неполной средней школе курс обучения в старшей школе рассчитан на три года.

Аналогичные по срокам обучения ступени школьного образования предусмотрены для учащихся, намеренных получить исламское образование в соответствующих медресе.

В целом, оконченное среднее образование представлено в Индонезии четырьмя категориями:
• общее среднее образование, сконцентрированное на развитии знаний и навыков учащихся и на подготовке их к продолжению учебы в высших учебных заведениях;
• профессиональное среднее образование, ставящее главной задачей развитие специальных профессиональных навыков и подготовку учащихся к последующей занятости в сфере производства;
• религиозное среднее образование, ориентированное на освоение учащимися знаний в области религии;
• подготовка госслужащих или кандидатов на работу в государственных учреждениях без отрыва от производства.

В течение первого года студенты общеобразовательной старшей школы обучаются по общей для всех программе, тогда как на второй и третий год обучения учащимся предлагается специализация по одной из четырех программ: естественные науки (Ilmu Pengetahuan Alam, IPA), общественные науки (Ilmu Pengetahuan Sosial, IPS), языкознание и религиозные учения. В некоторых учебных заведениях профессионально-технического профиля программа обучения может быть рассчитана на четыре года, по завершении которой специалист получает Диплом младшего специалиста 1 степени (D1 - Profesional Ahli Pratama).

Техническое и профессиональное образования может также предлагаться в религиозных учебных заведениях. Среднее техническое и профессиональное образование представлено четырьмя десятками специализированных программ в таких основных областях как технологии и машиностроение; здравоохранение; искусство, народный промысел и туризм; информационные и телекоммуникационные технологии; агробизнес и технологии с/х производства; бизнес и управление.

По завершении программы старшей средней школы и сдачи государственного (национального) экзамена учащиеся получают сертификат о соответствующем образовании, который открывает им дорогу к получению высшего образования (в зависимости от успешной сдачи вступительных экзаменов в высшие учебные заведения). В отличие от выпускников старшей общеобразовательной школы, нацеленных, как правило, на продолжение образования в высших учебных заведениях, подготовка учащихся средних профессиональных и технических школ ориентирована на их дальнейшее применение сразу после школьной скамьи в соответствующих их профессиональному профилю промышленных отраслях.

Неуклонно растет процент населения, достигшего школьного возраста и посещающего учебные заведения. В 2009 году в начальной школе проходило обучение около 98% всех индонезийцев в возрасте от 7 до 12 лет. Процент посещаемости в неполной средней школе для возрастной группы от 13 до 15 лет составил 85%. Однако продолжить обучение в старшей школе смогли лишь 55% потенциальных учащихся в возрасте от 16 до 18 лет. Тем не менее, следует отметить, что за последние пятнадцать лет этот показатель вырос почти на 10%.

В Индонезии насчитывается порядка 6 800 средних профессиональных учебных заведений, большинство из которых за последние годы заметно преобразились, из некогда своего рода отстойников для бесперспективных учащихся, отсеянных системой среднего и высшего образования, в учебные заведения, которые ориентированы на подготовку высокопрофессиональных и высококвалифицированных кадров для развивающейся устойчивыми темпами экономики страны.

Современные выпускники, вливающиеся сегодня в ряды представителей рабочего класса, будут заняты в производстве до пятидесятых годов нынешнего века, поэтому уровень их профессиональной подготовки будет определять конкурентоспособность индонезийской экономики в достаточно длительной перспективе.

Однако, по мнению экспертов Азиатского Банка Развития, дефицит квалифицированной рабочей силы в среднесрочной перспективе является серьезным фактором, сдерживающим развитие индонезийской экономики. Из 120 млн. человек, составлявших в 2010 году численность рабочей силы страны, лишь треть была занята квалифицированным трудом.

Также по данным АзБР, лишь 62% преподавательского состава средних профессиональных учебных заведений в Индонезии отвечают современным квалификационным требованиям, а хорошие преподаватели с серьезным производственным опытом представляют редкость. Результаты консультаций специалистов государственных ведомств с представителями промышленности дают повод для беспокойства относительно адекватности и востребованности со стороны промышленности некоторых программ обучения в профессионально-технических учебных заведениях.

АзБР, сотрудничающий с правительством Индонезии в течение трех десятилетий, рассчитывает на качественное повышение стандартов профессионально-технического образования в рамках совместной долгосрочной целевой программы укрепления и развития системы профессионального обучения в Индонезии. По данным АзБР на эти цели было выделено займов или грантов на общую сумму около 650 млн. долл.

Обучение обеспечивает необходимыми навыками выпускников, большинство из которых происходят их бедных семей, с тем, чтобы предоставить им возможность в дальнейшем получить квалифицированную работу в промышленности или открыть собственное дело. В рамках программы школы разрабатывают и предлагают собственные проекты развития, которые раз в полгода проходят экспертизу специалистов АзБР. Каждая профессионально-техническая школа (SMK), как правило, специализируется в одном-двух секторах производства. Наибольшее число учащихся (46%) проходят обучение в школах, ориентированных на промышленно-технологический сектор, 43% обучаются в школах, специализирующихся в области бизнеса и управления, 5% - в туристическом секторе, 2,4% - в сельхоз производстве, и остальная часть студентов обучается искусству и народным промыслам.


Система высшего образования (Perguruan Tinggi) представлена более чем 1 600 высшими учебными заведениями (государственными и частными) – академиями / akademi (ВУЗами, обеспечивающими обучение прикладным наукам в одной узкоспециализированной отрасли профессиональных знаний), институтами / institut (с несколькими факультетами, обеспечивающими академическое или профессиональное образование по смежным областям профессиональных знаний), политехническими институтами / politeknik или institut teknologi  (предоставляющими профессиональное образование по нескольким специальным отраслям знаний), высшими школами / sekolah tinggi (так в Индонезии называются высшие учебные заведения, предоставляющее академическое или профессиональное образование в рамках одной дисциплины в области науки, технологии или искусства) и университетами / universitas (высшими учебными заведениями с несколькими факультетами, обеспечивающими образование в нескольких различных дисциплинах, отраслях знаний и искусства).

К числу крупнейших и наиболее престижных университетов страны относится Университет Индонезии (УИ) в Джакарте, основанный официально как Universiteit Indonesia (в дальнейшем переименованный в Universitas Indonesia) в феврале 1950 года.Исторические корни УИ уходят в середину 19-го века, в эпоху колониального господства, когда голландская администрация создала в 1851 году школу для подготовки медработников с сертификатом о базовом медицинском образовании, которая впоследствии, в процессе эволюции и многочисленных трансформаций, была постепенно преобразована сначала в Институт высшего образования Республики Индонезии с тремя факультетами, затем во временный университет, и, наконец, в полноценный государственный университет.

Еще один старейший ВУЗ страны - Университет Гаджах Мада (Universitas Gadjah Mada) в Джокьякарте был основан в первые годы независимости - в декабре 1949 года.

Специалисты – выпускники вузов в зависимости от сроков обучения и уровня подготовки получают академические степени бакалавров (Sarjana), магистров (Magister), докторов (Doktor) или специалистов (Spesialis).

Система светского начального, среднего и высшего образования в Индонезии входит в сферу ответственности Министерства образования и культуры (Kementerian Pendidikan dan Kebudayaan), религиозного (в исламских школах медресе) – координируется Министерством по делам религий (Kementerian Agama). В стране также имеется обширная сеть частных высших и средних учебных заведений. Кроме того, предусмотрено дошкольное обучение (ясли, детские сады), имеющее целью подготовить детей к школе.

На образование выделяется около 3,7% государственных ассигнований из бюджета.

Обратно к оглавлению   Back to contents page   Kembali ke daftar isi

Географическое положение   Климат   Природные ресурсы   Часовые пояса   Административно-территориальное деление   Крупнейшие города   Население   Национальный состав   Религии   Языки   Образование   Здравоохранение   Трудовые ресурсы   Государственное устройство   Политические партии   Экономика