Природные ресурсы

Важнейшими сырьевыми ресурсами страны являются нефть (разведанные запасы около 4,2 млрд. бар. (≈600 млн. т), или 0,3% общемировых запасов) и природный газ (3,1 трлн.м³ - 1,6%), добыча и переработка которых составляют базовые отрасли экономики.
Основные объемы нефте- и газодобычи сосредоточены на востоке Суматры, на восточной и центральной Яве, Калимантане и в провинции Западное Папуа, имеются значительные оффшорные запасы.
 
Следует отметить, что Индонезия, в течение 46 лет бывшая активной участницей Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) практически с самых первых лет ее основания, в 2008 году была вынуждена отказаться от членства в этой организации, поскольку начиная с 2004 года утратила статус нетто-экспортера нефти – в последние годы интенсивный рост внутреннего спроса на углеводородное сырье существенно опережал темпы развития нефтедобычи в стране, превратив ее в нетто-импортера.

По данным, опубликованным компанией BP в статистическом обзоре состояния мировой энергетики, за десять последних лет среднесуточная норма добычи нефти в стране, в условиях заметного истощения стареющих месторождений, сократилась с 1 456 тыс. бар. в 2000 году до 986 тыс. бар. в 2010 году. За тот же период объем внутреннего потребления вырос с 1 143 до 1 304 тыс. бар.

В процессе либерализации и реформирования нефтегазовой отрасли страны, с принятием в октябре 2001 года нового государственного закона, регулирующего этот сектор экономики, начинается ослабление некогда жесткой монополии в этой сфере, принадлежавшей государственной компании Пертамина (PT Pertamina). Ее контрольно-административные функции, связанные с выдачей новых лицензий на разработку месторождений, были переданы вновь образованному (в июле 2002 года) регулирующему органу – Совету по контролю деятельности в области добычи нефти и газа (Badan Pelaksana Kegiatan Usaha Hulu Minyak Dan Gas BumiBPMIGAS), впоследствии (в ноябре 2012 года) расформированному и передавшему свои функции другому новому органу - Специальной рабочей группе по контролю деятельности в области добычи нефти и газа (Satuan Kerja Khusus Pelaksana Kegiatan Usaha Hulu Minyak dan Gas Bumi - SKK MIGAS).

Сохраняя статус государственной корпорации, президентским указом, изданным в 2003 году, Пертамина была преобразована в компанию с ограниченной ответственностью. Не исключается ее последующая приватизация в будущем.

Пертамина все еще сохраняет доминирующие позиции в сфере переработки нефти, контролируя семь нефтеперерабатывающих предприятий на Суматре, Яве, Калимантане и в Папуа, однако ее некогда абсолютная монополия на продажу и распределение продуктов нефтепереработки была фактически отменена в июле 2004 с выдачей первых лицензий на розничную торговлю нефтепродуктами для британской компании BP и малайзийской Петронас.

Годовой объем добычи природного газа в стране в 2010 году составил 82 млрд. м³ (2,6% мирового уровня). Запасы крупнейшего в Юго-Восточной Азии газового месторождения Натуна (провинция Архипелаг Риау), расположенного к северо-западу от побережья Борнео, оцениваются на уровне 1,3 трлн. м³ .  Индонезия является крупнейшим в мире экспортером сжиженного природного газа. Ежегодный объем экспорта этого продукта на мировой рынок, главным образом в Японию, Ю.Корею, Китай[1] составляет свыше 1 млрд. MMBtu (≈28 млрд. м³ ) на сумму от 7 до 13 млрд. долл.

Индонезия также располагает существенными запасами угля (4,3 млрд. т, главным образом на Южной Суматре, Калимантане, Западной Яве, Сулавеси), бокситов (общие запасы оцениваются на уровне 2 млрд. т; старейшее месторождение Киджанг на о-ве Бинтан в провинции Риау было законсервировано в 2009 году по причине истощения, однако в настоящее время ведется разработка значительных запасов бокситов на Западном Калимантане, оцениваемых в объеме около 370 млн. т (здесь и далее - влажных метрических тонн), из них подтвержденные и частично разведанные – 105 млн. т), никеля (300 млн. т сапролитовых и 370 млн. т лимонитовых руд в провинции Северное Малуку и Юго-Восточный Сулавеси), меди (крупнейшие месторождения Тембагапура в провинции Папуа и о-в Сумбава в провинции Западная Нуса Тенггара), золота и серебра (Папуа и Сулавеси), железа, марганца, серы и олова.

Важнейшим природным богатством страны являются обширные  лесные ресурсы. По масштабам лесных угодий и уровню биологического разнообразия экосистемы Индонезия занимает третье место в мире после Бразилии и Демократической Республики Конго. Вместе с тем, серьезное беспокойство вызывают нарастающие темпы обезлесения в стране, связанного, в первую очередь с хищнической, в значительной степени, нелегальной, вырубкой лесов, конверсией лесов и торфяных полей в плантации масличной пальмы и в территории, используемые для промышленного использования.
В начале прошлого века на лесные массивы площадью 170 млн. га приходилось до 84% сухопутной территории страны. В 1970-е годы началось стремительное развитие деревообрабатывающих отраслей промышленности, которое, в частности, позволило Индонезии, в дальнейшем, занять прочное положение в десятке мировых лидеров по производству целлюлозы и бумаги. Развитие отраслей, связанных с деревообработкой, постепенно создало всевозрастающую потребность в сырье, которая существенно опережала существующие темпы воспроизводства лесных ресурсов. К концу прошлого века площадь лесного покрова в Индонезии сократилась до 98 млн. га, в значительной степени «благодаря» активной деятельности человека. За последние 10 лет страна лишилась еще 15 млн. га своих лесных богатств. Таким образом, темпы обезлесения Индонезии, наиболее заметного на островах Суматра и Калимантан, способствующего ускоренной деградации крупнейшей мировой экосистемы и создающего смертельную угрозу «легким планеты», составляют до 1,5 млн. га в год. По образной оценке Гринпис, каждый час в стране вырубается лес на суммарной площади, равной тремстам футбольным полям.
В мае 2010 года президент Юдойоно, в ходе своего визита в Осло, на пресс конференции, посвященной открывавшемуся в норвежской столице международному конгрессу по проблемам обезлесения, объявил о введении в Индонезии двухгодичного моратория на вырубку и конверсию влажных тропических лесов. Норвегия, в свою очередь, одобрила предоставление Индонезии помощи в размере 1 млрд. долл. США из специального фонда, учрежденного для борьбы с обезлесением на планете.
 

[1] Затруднения, которые все чаще испытывает газодобывающий сектор в удовлетворении стремительно растущего внутреннего спроса на газ, прежде всего со стороны энергетического и коммунального сектора, а также отраслей, связанных с производством удобрений и керамики, вынуждают правительство рассматривать варианты ограничения экспортных поставок. По заявлению министра промышленности Индонезии М.С. Хидаята, сделанному еще в феврале 2010 года, правительство страны не намерено продлевать долгосрочные экспортные контракты на поставку СПГ, срок которых истекает в течение ближайших лет, в целях первоочередного удовлетворения потребностей национальной промышленности. На экспорт будут поставляться только излишки, невостребованные внутренним рынком. В ответ на неоднократные упреки в недостаточном внимании, уделяемом вопросам обеспечения внутренних потребностей, и в смещении шкалы приоритетов в пользу интересов внешнего рынка, правительство, в лице представителей Министерства энергетики и природных ресурсов, летом 2011 года сообщило о намерениях ужесточить регулирование экспортных поставок СПГ, с возможным их увязыванием со встречными требованиями к зарубежным компаниям-импортерам инвестировать в газовую отрасль. По словам руководителя Гендиректората нефти и газа Эвиты Легово, «в будущем экспорт СПГ будет разрешен только в те страны, которые не располагают собственными ресурсами». Эту идею также поддерживает регулятор нефтегазовой отрасли BPMIGAS, по мнению специалистов которого, в самой ближайшей перспективе природный газ займет место основного источника энергии, оттеснив нефть на второй план. В августе 2011 года Советом были одобрены 10 крупных инвестиционных проектов в нефтегазовом секторе на общую сумму 4,7 млрд. долл., при этом 9 из них связаны исключительно с организацией газодобычи.


Обратно к оглавлению   Back to contents page   Kembali ke daftar isi

Географическое положение   Климат   Природные ресурсы   Часовые пояса   Административно-территориальное деление   Крупнейшие города   Население   Национальный состав   Религии   Языки   Образование   Здравоохранение   Трудовые ресурсы   Государственное устройство   Политические партии   Экономика