Политические партии

Первые политические партии начали зарождаться на архипелаге еще в последние годы голландского колониального господства, в пору становления индонезийского общества как единой нации, с активным проявлением национального самосознания и законного стремления к обретению суверенитета над своей страной.
 
К 1939 году в рамках тогдашнего парламента (volksraad) сформировалось (скорее на профессиональной, нежели политической основе) несколько фракций. В то же время, за пределами парламента начались попытки создания и объединения политических партий в самостоятельный национальный совет представителей, известный как Народный комитет Индонезии (Komite Rakyat Indonesia), в рамках которого было создано несколько политических партий. В период японской оккупации деятельность всех политических партий оказалась под запретом. Исключение составил Совет индонезийских мусульманских ассоциаций (Partai Majelis Syuro Muslimin Indonesia), сформированный в 1943 году под контролем оккупационных властей (и распущенный президентом Сукарно в 1960 году за поддержку повстанческого движения армейских офицеров в 1958 году).

В первые месяцы после провозглашения независимости 17 августа 1945 года, с возвратом к многопартийной системе в стране открылись широкие перспективы для создания и развития политических партий. Начало и середина 50-х годов - период «Либеральной демократии» (Demokrasi Liberal) - были ознаменованы расцветом политических партий, которые первоначально играли весьма значимую роль в развитии общества и в политической жизни государства. В результате первых в независимой Индонезии выборов 1955 года в Конституционной Ассамблее (Konstituante) (до ее роспуска в 1959 году и создания НКК) и СНП было представлено более 30 партий. Возрожденная, набиравшая силу и влияние Компартия Индонезии[1] - КПИ (Partai Komunis Indonesia, PKI) с 16,4% голосов вошла в четверку партий с максимальным представительством в СНП.
 
В дальнейшем, на фоне укрепления неограниченной президентской власти и влияния Сукарно, развитие парламентской демократии постепенно начинает сбавлять обороты. Противостояние между «чрезмерно самостоятельным» Парламентом и президентом перерастает в острый политический кризис. В феврале 1957 года Сукарно, разочаровавшийся в демократии по западному образцу, провозглашает курс страны на развитие «Направляемой демократии» (Demokrasi Terpimpin) и формулирует доктрину НАСАКОМ (NASAKOM, акроним, сложенный из понятий «национализм» / NASionalisme, «религия» / Agama и «коммунизм» / KOMunisme), нацеленную на объединение различных политических сил в стране под знаменами национализма, религии и коммунизма. В 1959 году Сукарно распустил Парламент, а в новом составе СНП, сформированном президентским указом в июне 1960 года и получившем временное название «СНП взаимопомощи» (Dewan Perwakilan Rakyat Gotong Royong), депутатские мандаты распределялись уже по усмотрению Сукарно, отстранявшего от парламентской деятельности своих наиболее активных оппонентов.

С отстранением от власти Сукарно и провозглашением режима «Нового порядка» (Orde Baru), вслед за военным переворотом в сентябре-октябре 1965 года, в политической жизни страны начинают формироваться условия для обеспечения безраздельного господства трех партий, продолжающегося вплоть до отставки Сухарто в 1998 году. Как известно, в марте 1966 года в стране была запрещена деятельность КПИ, после того как ее руководство было обвинено в организации попытки государственного переворота 30 сентября 1965 года (в ходе которой было похищено и убито шесть армейских генералов), а ее сторонники подверглись массовому физическому истреблению.
 
На первых после прихода к власти генерала Сухарто выборах 1971 года места в индонезийском Парламенте получили 10 партий. Большинство голосов (63%) досталось основанному в 1964 году коалиционному объединению Голкар (Golkar – Golongan Karya – Объединение функциональных групп), высшие посты в котором с приходом к власти генерала Сухарто закреплялись за военным руководством.

Поначалу Сухарто, впервые избранный на пост президента в 1968 году, склонялся к идее своего будущего «альянса» с Национальной партией Индонезии (Partai Nasional Indonesia), созданной в 1927 году молодым инженером Сукарно и его сподвижниками. Однако желание дистанцироваться от структур, ассоциирующихся с его предшественником и старым режимом, заставило нового президента отказаться от этого намерения и обратить внимание на Голкар, которое в дальнейшем будет им использоваться как надежная гарантия его циклического пребывания у власти. В 1978 году переизбранный на третий срок Сухарто избирается председателем исполкома Голкар.

В январе 1973 года происходит реформирование и «оптимизация» партийной системы. На политической сцене помимо правящей коалиции Голкар остаются лишь еще две партии: Объединенная партия развития – ОПР (Partai Persatuan Pembangunan, PPP), образованная слиянием четырех партий умеренной религиозной (исламской) направленности, и Демократическая партия Индонезии - ДПИ (Partai Demokrasi Indonesia, PDI), созданная спустя 6 дней в результате объединения трех светских партий и двух христианских партий.

В последующих парламентских выборах, начиная с 1977 и вплоть до 1997 года, принимали участие лишь кандидаты от указанных трех партий, при этом правящей партии Голкар неизменно отдавалось до ¾ голосов, а другие две партии были лишены возможности составить сколь-нибудь значимую оппозицию.

С падением режима «Нового порядка» и вступлением страны в новую  «Эру реформации» (Era Reformasi), одним из наиболее заметных признаков демократизации и либерализации индонезийского общества в рамках принятого новым руководством курса всесторонних реформ стал возврат к многопартийной системе.

Последние всеобщие выборы представителей органов законодательной власти - Совета народных представителей Индонезии (560 депутатских мандатов) и Совета региональных представителей Индонезии (132 места по 4 представителя от каждой провинции), а также местных органов управления - районных СНП на уровне провинций/РСНП-I (2.012 мест), регентств и городских муниципалитетов/РСНП-II (всего – 16.895 мест) прошли одновременно на всей территории страны 9 апреля 2014 года.

К выборам в СНП были допущены 6.607 кандидатов от 12 партий (на предыдущих выборах 2009 года таких партий было 38) на общенациональном уровне и представители от 3 региональных партий, соревновавшиеся на выборах в местные органы власти провинции Аче (против 6 в 2009 году).

В результате выборов 560 мест в Совете народных представителей Индонезии распределились между 10 политическими партиями (на одну партию больше чем в 2009 году), набравшими наибольшее число голосов и прошедшими 3,5%-ный избирательный барьер (на предыдущих выборах действовало ограничение, установленное на уровне 2,5%):

Партия20092014
Число местПроцент голосовЧисло местПроцент голосов
Демократическая партия борьбы/ Partai Demokrasi Indonesia Perjuangan9514,03%10918,95%
Партия Голкар/ Partai Golongan Karya10714,45%9114,75%
Партия движения за великую Индонезию / Partai Gerakan Indonesia Raya264,46%7311,81%
Партия демократов / Partai Demokrat15020,85%6110,19%
Партия национального пробуждения / Partai Kebangkitan Bangsa274,94%479,04%
Партия национального мандата / Partai Amanat Nasional436,01%497,59%
Партия процветающей справедливости / Partai Keadilan Sejahtera577,88%406,79%
Национал-демократическая партия / Partai Nasional Demokrat (NasDem)--356,72%
Объединенная партия развития / Partai Persatuan Pembangunan375,32%396,53%
Партия народного самосознания / Partai Hati Nurani Rakyat183,77%165,26%

Cледует отметить, что принятый во времена правления Сухарто (в 1985 г.) закон, обязывавший любые политические партии и общественные объединения демонстрировать всецелую поддержку «Панчасила», провозглашая ее в качестве своей единственной идеологической основы, затрагивал весьма деликатные основы существования и самоидентификации политически активных мусульманских организаций и вызывал серьезные протесты со стороны их представителей, выражаемые подчас самыми радикальными средствами.В основу своей идеологической платформы партии закладывают принципы концепции «Панчасила», подчеркивая верность идеалам основателей государства, боровшихся за построение свободного демократического общества, демонстрируя преемственность поколений, приверженность основам конституционного строя и отдавая дань уважения богатому историческому наследию страны.

 

[1] КПИ, основанная голландскими социал-демократами в 1914 году первоначально как «Индийская социал-демократическая ассоциация» (Indische Sociaal-Democratische Vereeniging) и окончательно оформившаяся в Коммунистическую партию Индонезии в 1924 году, к началу 60-х годов насчитывала около 3-х миллионов членов, что обеспечивало ей статус крупнейшей неправящей компартии на планете. В послевоенные годы КПИ, активно участвовавшая в борьбе с японской оккупацией и голландским колониализмом, была широко представлена во многих правительственных структурах.

Обратно к оглавлению   Back to contents page   Kembali ke daftar isi

Географическое положение   Климат   Природные ресурсы   Часовые пояса   Административно-территориальное деление   Крупнейшие города   Население   Национальный состав   Религии   Языки   Образование   Здравоохранение   Трудовые ресурсы   Государственное устройство   Политические партии   Экономика