Экономика
Индонезия – крупнейшая страна с самой большой экономикой Юго-Восточной Азии, которая демонстрирует на протяжении последних лет устойчивые темпы экономического роста на уровне 5% в год, приближаясь тем самым к группе мировых лидеров по объему ВВП, который в 2019 г. достиг 1,12 трлн долл. США. По данному показателю Индонезия находится на 16-м месте в мире, однако стоит отметить огромный прогресс, который был достигнут Индонезией за последние 1,5 десятилетия.
ВВП по паритету покупательной способности (ППС) Индонезии в 2019 г. составил 3,332 трлн долл. США – 7-е место в мире и первое – в Юго-Восточной Азии. По прогнозам ряда международных организаций, ВВП (ППС) Индонезии к 2030 г. может вырасти до 5,4 трлн долл. (5-е место в мире), а еще через 20 лет - до 10,5 трлн долл. (4-е место в мире). Темпы экономического роста в 2018 г. составили 5,17%.
По данным Центрального статистического агентства Индонезии, наибольший вклад в ВВП страны внесли следующие отрасли: промышленность (19,7%), торговля (13,01%), сельское хозяйство (12,72%). Динамичными темпами развиваются текстильная, пищевая и фармацевтическая промышленность. Основной вклад в развитие экономики страны внесли провинции, расположенные на о-вах Ява и Суматра.
Крупнейшими странами-инвесторами в индонезийскую экономику в 2019 г. стали Сингапур, Китай, Япония и Гонконг. Объем экспорта в 2019 г. достиг 167,5 млрд долл. США (на 6,9% ниже по сравнению с 2018 г.), объем импорта составил 170,7 млрд долл. США (на 9,5% ниже по сравнению с 2018 г.). Уровень же инфляции, который составил 2,72%, стал самым низким за последние двадцать лет.
В Индонезии действует 10 соглашений о преференциальной торговле. Средняя тарифная ставка составляет 5,4%, действует около 123-х нетарифных мер. Правительство приступило к устранению барьеров для иностранного инвестирования. В целом, эффективность финансовой системы за последние годы значительно повысилась. Государству по-прежнему принадлежит несколько банков. Владение банком ограничено не более чем 40% на одного акционера.
Политика президента Джоко Видодо сосредоточена на развитии человеческого капитала и широкомасштабном развертывании инфраструктуры страны, а также активном привлечении иностранных инвестиций, диверсификации экономики, снижающей зависимость от природных ресурсов, и развитии сектора цифровых технологий.
Важным решением Правительства Индонезии стал план переноса столицы на Восточный Калимантан к 2024 году. Это поможет снизить нагрузку с перенаселенной Явы и раскрыть экономический потенциал о. Калимантан.
На данный момент Индонезии следует 20-летнему плану экономического развития, охватывающему период с 2005 по 2025 гг. Он разделен на 5-летние подпланы, каждый из которых имеет различные приоритеты развития. Текущий подплан, рассчитанный на пятилетний срок с 2020 по 2025 гг., нацелен на дальнейшее укрепление экономики Индонезии за счет наращивания человеческого капитала и повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке.
Сегодня в Индонезии по-прежнему есть ряд нерешенных проблем экономического характера. Кроме того, глобальный кризис, вызванный пандемией COVID-19, создает беспрецедентные трудности для страны в целом. Чтобы предотвратить негативные последствия, правительство приступило к внедрению чрезвычайных налоговых пакетов, эквивалентных 3,8% ВВП в 2020 г. и 4,2% ВВП в 2021 г., и оказывает значительную поддержку бизнесу.
Сельское хозяйство
Несмотря на многочисленные изменения в экономике Индонезии за последние десятилетия, фундаментом ее по-прежнему остается с/х сектор. Между тем, по данным Центрального банка страны (Bank Indonesia), с 1990 г. по 2020 г. доля сельского хозяйства в ВВП страны сократилась с 55,3% до 14%. Стоит отметить, что в сельской местности проживает 50,2% населения. Однако к 2025 г. это цифра должна сократиться до 33,4%. Главной с/х культурой Индонезии является рис, выращиваемый на заливных и суходольных полях. В последние годы растёт производство овощей, таких как картофель, томаты, капуста, морковь, лук и пр.
Одновременно Индонезия является производителем плантационных культур, большинство из которых идут на экспорт. Растущий спрос на мировом рынке на пальмовое масло стимулировал значительный рост посадок масличной пальмы, из плодов которой выжимается масло "Crude Palm Oil". В 2017 г. общий экспорт продуктов масличной пальмы вырос на 26%, составив 22,97 млрд долл. США. Другими не менее важными плантационными культурами в Индонезии являются продукты кокосовой пальмы, каучук, сахарный тростник, гвоздика, какао-бобы, чай, мускатный орех и табак.
Животноводство в Индонезии является одним из наименее развитых секторов с/х. Основной домашней птицей является курица. В плане животноводства обращает на себя внимание провинция Восточная Нуса Тенггара, где вместо тропических лесов преобладают саванны, что создает благоприятные условия для разведения скота. Остров Сумба известен в стране богатыми пастбищами. Наиболее традиционный для Индонезии вид крупного рогатого скота - буйволы, которые нередко выступают в качестве тяглового средства. Постепенно растет в Индонезии и производство молока, что сдерживается низкими закупочными ценами молокозаготовительных предприятий.
Рыболовство также играет важную роль в жизни индонезийцев. И хотя валовый продукт этого сектора в 2020 г. составил лишь 431 469 млрд рупий (2,8%), производная стоимость его продукции намного выше, поскольку вряд ли можно учесть всю продукцию, которую проводят миллионы индонезийских рыбаков.
Следует отметить, что Индонезия на законодательном уровне закрыла свои территориальные воды для иностранных рыбаков, и с приходом к власти Джоко Видодо правительство ведет жесткую борьбу с нарушителями. В рыболовецком промысле Индонезии основную часть составляет тунец, креветки и другие виды рыбо- и морепродукции. Лидером по экспорту рыбы и морепродуктов является Восточная Ява.
В период 2016–2020 гг. сельское и лесное хозяйство и рыболовство вошли в список ведущих отраслей с наибольшим вкладом в экономику страны.
Промышленность
За 2017 год доля промышленности в ВВП страны составила 40%, уступая только сфере услуг (47%). Одной из стратегических отраслей данного сектора является обрабатывающая промышленность. В 2016 году стоимость произведенного в этом секторе продукта составила 2544,6 трлн рупий, или 20% ВВП страны. В обрабатывающей промышленности было занято 16 млн человек.
Одной из традиционных отраслей промышленности в Индонезии является производство сахара на основе сахарного тростника. Сейчас общая численность сахарных заводов - 62 единицы, из которых большая часть - государственные. Также строятся новые современные заводы в рамках программы самообеспечения сахаром.
Пищевая промышленность - одна из наиболее динамично развивающихся отраслей обрабатывающей промышленности. В 2016 году ее рост составил 8,06%. В частности, в стране растет потребление молочных продуктов. Сейчас производством молочной продукции занимается более 60 предприятий. Также большой популярностью пользуется лапша быстрого приготовления. Ее потребляют в до объеме до 15 млрд упаковок в год.
Табачная промышленность хорошо развита в Индонезии, это видно даже по количеству налогов, которая приносит индустрия (например в 2015 году это было 11,3%) Местные сигареты называют “кретек”. Внутреннее производство табака составило 302 тысячи тонн. Есть 4 главных производителя сигарет, а именно «ПТ. Ханджая Мандала Сампурна Тбк», «ПТ. Бентул Интернасионал Инвестама», «ПТ. Гуданг Гарам», «ПТ. Джарум»
Текстильная промышленность стала одной их базовых отраслей промышленности, возникших в Индонезии в результате влияния Китая и Индии. До сих пор сохраняются небольшие кустарные мастерские в деревнях. Сейчас текстильная промышленность сдает свои позиции из-за наплыва готовой продукции из Китая, но при этом на данную отрасль все равно приходится 17% всех занятых в обрабатывающей промышленности Индонезии, что имеет огромное значение для страны с избытком рабочей силы. Бесспорным лидером текстильной промышленности Индонезии является компания «ПТ. Сри Реджеки Исман»,известная под брэндом «Сритекс».
Обувная промышленность является стратегическим и приоритетным сектором промышленности и демонстрирует высокие темпы роста: за 2016 год - 8,1%. Велика доля мелких предприятий, 45 тыс. микропредприятий. В сегменте крупных компаний выделяется компания “Nike”, производством ее продукции занимается 38 фабрик.
Индонезия занимает второе место в мире по производству натурального каучука. Основная часть каучука (до 85%) производится в крестьянских хозяйствах.
В нефтехимической промышленности лидирующей компанией является «ПТ. Чандра Асри Петрокэмикл». Также эта компания является единственным производителем в Индонезии этилена, 330 тыс. т которого используется на собственном предприятии для производства полиэтилена в объеме 35 млн т/год. Производителем полиэтилена в Индонезии является также компания «ПТ. Лотте Кэмикл Титан». Совокупная установленная мощность обеих компаний по производству полиэтилена составляет 1,2 млн т/год.
Производство удобрений - также значимая отрасль промышленности. Государственный холдинг PT Pupuk Indonesia (Persero) является лидирующим производителем удобрений. Эта компания продает удобрения крестьянским хозяйствам, имеющим менее 2 га земли, по субсидированной стоимости в два раза ниже пыночной. За 2016 год производство удобрений составило 10,5 млн т. Также компании удается и экспортировать удобрения, за 2016 год экспорт составлял 1,3 млн т.
Энергетика
Индонезия является страной с одной из наиболее стремительно развивающихся экономик в мире с точки зрения энергопотребления. На ее долю приходится 40% всей энергии, потребляемой в пределах АСЕАН. Спрос на электроэнергию в государстве растет со средней скоростью 7-8% в год, то есть быстрее, чем экономика и население. Более половины (56%) всего энергопотребления в стране, приходится на остров Ява, что соответствует распределению населения. Остров Суматра потребляет около 25% энергии, а остальные острова — оставшиеся 19%.
Индонезия является четвертым по величине производителем угля в мире и, по состоянию на 2014, — крупнейшим экспортером этого энергоносителя, что делает уголь одним из самых доступных видов топлива в регионе, затормаживая развитие других видов энергетики, в том числе возобновляемой. По прогнозу, к 2030 году потребление угля в стране удвоится.
Традиционные виды биоэнергетики (дрова и т.п.) используют 40% или 24,5 млн домохозяйств страны, что вместе с применением угля приводит к значительному уровню выделения парниковых газов и загрязнения окружающей среды, в первую очередь, воздуха и, как следствие, повышению уровня преждевременной смертности населения.
В 2019 году объём производства электроэнергии составил более 279,1 млрд кВт·ч (16-е место в мире). Приблизительно 77% от этого количества произвели электростанции, принадлежащие национальной электрокомпании PLN (Perusahaan Listrik Negara), которая ответственна за передачу и распределение энергии в стране, оставшаяся часть произведена частными компаниями и независимыми поставщиками.
Энергопотребление в Индонезии, по прогнозам, может утроиться до 2030 года за счет экономического роста и расширения доступа к элекроэнергии отдаленных районов страны. На данный момент около 10% населения не имеют такого постоянного доступа, и правительство ставит перед собой задачу достичь 100% уровня электрификации к 2026 году. Развитие национальной электроэнергетики является одним из приоритетов политики президента Джоко Видодо.
По состоянию на 2019 год Индонезия оставалась импортером нефти и по-прежнему сильно зависела от ископаемого топлива для производства электроэнергии. Из общего количества установленных энергомощностей 88% производили электричество из ископаемого топлива и лишь 12% из возобновляемых источников энергии.
В октябре 2014 года правительство государства приняло обновленный Национальный энергетический план, который включает в себя цель увеличить использование возобновляемых источников энергии (за исключение традиционных видов биотоплива) с текущих 12% до 23% первичного энергопотребления к 2025 году и 31% к 2050 году, что соответствует плану АСЕАН по достижению доли возобновляемой энергетики 23% к 2025 году, анонсированному в октябре 2015 года.
Наиболее крупные солнечные электростанции были на тот момент расположены на острове Бали, в городе Купанге и провинции Горонтало. К середине 2016 года компания PLN подписала меморандумы о строительстве порядка 700 МВт промышленных солнечных электростанций.
Количество установленных объектов ветроэнергетики в Индонезии составило на начало 2016 года всего 9,4 МВт. В течение первых девяти месяцев того же года было подписано три договора о долгосрочных поставках электроэнергии на несколько новых электростанций: 50 МВт в поселке Самас на острове Ява, 60 МВт в Дженепонто в провинции Южный Сулавеси и 70 МВт в Сидрапе в провинции Южный Сулавеси.
В настоящее время установленная мощность всех гидроэлектростанций Индонезии составляет около 5000 МВт (5 % всего потенциала гидроэнергетики страны). Крупнейшей ГЭС является станция "Чирата" на Западной Яве, мощностью 1008 МВт. Из построенных же в последнее время ГЭС стоит выделить станцию Посо-2 в провинции Центральный Сулавеси.
Геотермальный потенциал Индонезии оценивается в 24 ГВт, что составляет 40% от мирового потенциала. Ожидается, что геотермальная энергия будет играть важную роль в сокращении выбросов парниковых газов в Индонезии. Количество установленных мощностей геотермальной энергии в Индонезии является вторым по величине в мире. По состоянию на 2019 год Индонезия располагала 1,9 ГВт мощностей геотермальной энергии и планировала еще 4,6 ГВт. 85% установленных геотермальных мощностей располагается на острове Ява.
По состоянию на середину 2017 года, биотопливо, используемое в промышленности и транспорте, составило около 75% возобновляемых источников энергии, используемых в Индонезии, сообщается в докладе Международного агентства возобновляемой энергетики IRENA о перспективах развития возобновляемой энергетики в Индонезии. В декабре 2019 г. Индонезия стала первой в мире страной, повысившей долю содержания биотоплива в обычном топливе с 20 до 30%. Кроме того, Индонезийская ассоциация производителей биотоплива объявила о намерении с марта 2020 г. начать пробное использование топлива с содержанием биодизеля до 40%
Сфера услуг
В современной экономике Индонезии сфера услуг занимает важное место. В 2017 году ее объем составил 46% от всего ВВП страны, тогда как в 2010 году доля сферы услуг составляла всего 38%. В нее входит несколько категорий - банковская система, туризм, розничная торговля, общепита.
Во главе банковской системы Индонезии стоит Центральный банк Bank Indonesia, который до недавнего времени полностью осуществлял функции контроля и регулирования банковской сферы. Но в 2011 году был создан Совет по контролю за финансовой сферой Otoritas Jasa Keuangan, который был поставлен над ЦБ.
Коммерческие банки разделяются на две группы: банки общего назначения (принимают вклады, выдают кредиты, осуществляют банковские платежи) и банки народного кредитования. На 2017 год в Индонезии насчитывалось 118 коммерческих банков общего назначения и 1634 банка народного кредитования. По форме собственности банки делятся на гос-венные и частные. Самые крупные государвенные банки - это Bank Mandiri, Bank Negara Indonesia, Bank Rakyat Indonesia, Bank Tabungan Negara. А самый крупный частный банк - это Bank Central Asia
Сектор туризма в Индонезии динамично развивается, власти страны активно работают над увеличением въездного турпотока. Для иностранных граждан из 169 стран, приезжающих с туристической целью, отменены въездные визы. Если в 2007 году приток туристов был на уровне 5,5 млн человек, то спустя 10 лет он вырос вдвое, составив от 10 до 12 млн человек. С каждым годом Индонезия становится более привлекательной для туристов, так как улучшается инфраструктура, строятся новые дороги и аэропорты.
Главные центры туризма - это Бали, Джокьякарта и Джакарта. Для продвижения и повышения доступности новых туристических направлений в Индонезии открываются многочисленные международные авиарейсы. Также процветает и внутренний туризм. В 2016 году число внутренних туристов составило 260 млн человек.
Чаще всего мелкой розничной торговлей занимаются беднейшие слои населения и таким образом находят себе средства для существования. Более престижным и уважаемым считается открытие мелкой лавки, но в плане дохода такие лавки тоже не приносят много денег ее владельцам. В 2016 г. в секторе торговли было занято 22,4 млн человек. Торговля в Индонезии обеспечивает более 15% производства ВВП страны. Быстрыми темпами растет розничная торговля, в 2016 году ее объем достиг 199 трлн рупий, что на 10% больше, чем в прошлом году.
Также в стране крайне активно развивается сегмент онлайн-торговли. В 2017 году доля онлайн-торговли составила 0,5% от ВВП Индонезии, в 2 раза больше по сравнению с 0,2% в 2015 году. На 2018 год самыми популярными сайтами для электронной торговли стали Lazada Indonesia (118 млн кликов), Tokopedia (111 млн кликов), Bukalapak (100 млн кликов)
Транспорт
Поскольку Индонезия - островное государство, приоритетное развитие первоначально получил морской транспорт, а в последние десятилетия - авиатранспорт. Отсутствие портов и аэродромов в некоторых провинциях страны привело к экономическому застою и неравномерному развитию регионов Индонезии. На островах доминирует автомобильный и железнодорожный транспорт. Адекватно отвечающая запросам населения и экономики являются транспортные системы островов Ява, Мадура и Суматра. На Яве проложены и автомобильные, и железные дороги, есть задел для дальнейшего расширения их сети, но акцент в перевозке грузов смещен к автомобильному транспорту, по причине коротких дистанций перевозок. Однако существуют объективные предпосылки для дальнейшего расширения сети железных дорог, т.к. небольшая площадь острова вместе с высокой плотностью населения служит препятствием для автодорожного строительства.
Большинство городских центров возникали и развивались как портовые города. Моря близ Индонезии относительно спокойны, страна находится вне пояса тайфунов и сильных ветров. Для заходящих в порт судов не требуется доков, для погрузочно-разгрузочных операций достаточно якорной стоянки. Именно поэтому важнейшим направлением госполитики в настоящее время является обеспечение скоростной и своевременной доставки грузов и пассажиров морским путём. Программа Джоко Видодо "Тол Лаут" должна обеспечить ускорение экономического развития удалённых районов страны. В стране построены порты, способные принимать суда водоизмещением более 500 тонн. Главные порты: Танджунприок (порт Джакарты), Таид-жунперак (порт Сурабаи), Белаван (порт Медэна). Главный нефтяной терминал страны — порт Палембанг.
Воздушный транспорт играет стратегически важную роль в сообщении между многочисленными островами архипелага. Главным транспортным узлом является международный аэропорт Джакарты Soekarno–Hatta. По данным Министерства транспорта Индонезии, за период правления Джоко Видодо к концу 2017 г. было построено 7 новых аэропортов. Дополнительным резервом развития аэропортов страны становится переоборудование существующих военных аэродромов в гражданские. Население Индонезии очень мобильно, и в стране до сих пор сильна тенденция к поиску работы за пределами ареала своего проживания, что способствует увеличению числа пассажиров на авиационном транспорте.
В последние годы власти стали уделять больше внимания развитию ж/д транспорта. Однако на данный момент ж/д сообщение развито только на Яве и Суматре, хотя предпринимаются шаги со стороны правительства страны и иностранных инвесторов по строительству железных дорог на Сулавеси и Калимантане. В частности будущем власти планируют построить Транс-Суматранскую железную дорогу с севера на юг протяженностью 2000 км.
Значительная доля всех грузовых и пассажирских перевозок осуществляется в Индонезии автомобильным транспортом. Важной скоростной дорогой должна стать Транс-Яванская магистраль протяженностью 649 км. Не меньшее значение имеет и Транс-Суматранская магистраль, общая протяженность которой должна составить 1568 км. Первая скоростная платная дорога сооружается и на Восточном Калимантане.
[1] Индекс рассчитывается как среднее арифметическое из десяти показателей, которые авторы исследования относят к наиболее характерным и определяющим при оценке уровня экономической свободы в каждой отдельно взятой стране. Показатели сгруппированы по четырем категориям: «Власть закона» - свобода от коррупции (на основе Индекса восприятия коррупции, публикуемого Transparency International) и свобода права собственности (правовой режим и охрана частной собственности, уровень свободы физических и юридических лиц в аккумулировании собственности); «Ограничение государственного вмешательства» - фискальная свобода (уровень налогового бремени в отношении физических лиц и компаний и соотношение налоговых поступлений в госбюджет с уровнем ВВП) и уровень государственных расходов (в отношении к объему ВВП); «Эффективность госрегулирования» - свобода бизнеса (условия для развертывания и развития предпринимательской деятельности, нагрузка на бизнес со стороны регулирующих органов, эффективность государственного регулирования), трудовая свобода (качество правового регулирования рынка труда) и монетарная свобода (стабильность цен, состояние кредитно-денежного обращения); «Открытость рынка» - свобода торговли (отсутствие тарифных и нетарифных ограничений в торговле, налоговая свобода (уровень налогового бремени), свобода инвестиций (свобода перемещения капитала как через границу, так и внутри страны, между различными видами деловой активности) и финансовая свобода(эффективность банковской сферы, ее самостоятельность, свобода от государственного вмешательства). Каждый показатель рассчитывается по 100-бальной шкале (от 0 до 100 баллов), при этом 100 баллов означает абсолютную свободу.
В первую десятку стран с наиболее свободной (и эффективной) экономикой, с точки зрения экспертов The Heritage Foundation, в порядке убывания присвоенных баллов входят Гонконг, Сингапур, Австралия, Новая Зеландия, Швейцария, Канада, Чили, Маврикий, Дания и США.