Религии
Религия играет важную роль в жизни индонезийского общества. Единобожие (монотеизм), вера в единого Бога — первый принцип, заложенный в официальную идеологическую основу государства.
Фундаментальная философская и идеологическая основа государственного устройства Индонезии зиждется на пяти основополагающих принципах построения справедливого и процветающего общества — «Панчасила» (Pancasila), сформулированных и озвученных первым президентом страны Сукарно 1 июня 1945 года, незадолго до провозглашения независимости республики и, в дальнейшем, в несколько переработанном виде зафиксированных в преамбуле Конституции Индонезии:
- Вера в единого Бога (Ketuhanan Yang Maha Esa); Этот принцип символизирует звезда в центре щита на груди птицы Гаруды – герба Индонезии.
- Справедливый и цивилизованный гуманизм (Kemanusiaan Yang Adil dan Beradab); Цепь в правом нижнем углу щита символизирует преемственность принципов гуманизма, передаваемых от поколения к поколению.
- Единство Индонезии (Persatuan Indonesia); Баньян (смоковница), ветвистое дерево с развитой корневой системой, изображенное в верхнем правом углу щита, ассоциируется с принципом национального единства страны.
- Демократия, направляемая разумной политикой консультаций и представительства (Kerakyatan yang dipimpin oleh hikmat kebijaksanaan dalam Permusyawaratan/Perwakilan); Принцип направляемой демократии символизирует изображение головы дикого яванского быка в левом верхнем углу щита.
- Социальная справедливость для всего индонезийского народа ( Keadilan sosial bagi seluruh rakyat Indonesia). Этот принцип символизируют побеги риса и плоды хлопчатника в левом нижнем углу щита Гаруды.
Основной закон и, в первую очередь, его новые демократические нормы, относящиеся к правам человека, законодательно закрепленные второй поправкой к Конституции, гарантирует всем гражданам страны свободу совести и вероисповедания (Статья 28Е) в качестве одного из неотъемлемых законных прав гражданина. При этом, однако, следует отметить, что государство формально признает только шесть официальных религий: ислам, протестантизм, католицизм, индуизм, буддизм и (с относительно недавнего времени) конфуцианство.
Богатством и многообразием своих религиозных, исторических и культурных традиций Индонезия обязана в первую очередь заезжим торговцам и переселенцам из Индии, Китая, стран арабского востока и Европы.
Зарождение индуизма и буддизма на архипелаге и влияние их философского мировоззрения на местные традиционные верования и уклады начинается во втором и четвертом веках н.э. соответственно с появлением на островах Ява, Суматра, Сулавеси многочисленных торговцев из Индии. В пятом веке на Яве начинают стремительно распространяться и укореняться традиции Шиваистского течения индуизма.
В следующем веке торговцы продолжают распространять на островах учения Будды. Под влиянием индуизма и буддизма на архипелаге начинается формирование, расцвет и противостояние могущественных династий и ранних государств, таких как Кутаи (Восточный Калимантан, 4-й век), Таруманагара (Западная Ява, 4-7 в.), Калингга (Центральная Ява, 6-7 в.), Шривиджая (Суматра, 7-13 в.), Шайлендра (Ява, 8-9 в.), Сунда (Западная Ява, 7-16 в.), Матарам/Меданг (Центральная и Восточная Ява, 8-11 в.), Кедири (Восточная Ява, 11-13 в.), Сингасари (Восточная Ява, 13 век).
Крупнейший монументальный буддистский храм Боробудур (Candi Borobudur), один из величайших мировых памятников истории и архитектуры, сооружен в начале 9 века на Центральной Яве. Также на центральной Яве в середине 9 века основан другой объект мирового культурного наследия ЮНЕСКО - крупнейший в Индонезии и один из крупнейших в ЮВА индуистский храмовый комплекс Прамбанан (Candi Prambanan). Пик расцвета индуизма на Яве приходится на 14 век, золотой век истории Индонезии, когда особого могущества достигла средневековая империя Маджапахит (Ява, 13-16 в.).
С прибытием в порты на Западном побережье Суматры первых торговых судов из арабских стран, а также с появлением на острове мусульманских миссионеров из Гуджарата в 13-15 веках начинается проникновение и последующее активное продвижение ислама с запада на восток архипелага. Под влиянием ислама начинается развитие новых государственных образований – султанатов Тернате (Малуку, 13 век – до н.в.), Малака (Восточная Суматра и часть континентальной Малайзии, 15-16 в.), Демак (Ява, 15-16 в.), Аче (Северная Суматра, 15-20 в.), Бантен (Западная Ява - Южная Суматра, 16-19 в.), Матарам (Ява, 16-18 в.). Формирование в границах современной Индонезии двух десятков мусульманских империй к концу 15 века обеспечило исламу господствующее положение на большей части территории
Католицизм появился на архипелаге, в первую очередь на о-ве Флорес и на Восточном Тиморе, с приходом португальцев. К протестантизму жители, главным образом восточных регионов – Малуку, Сулавеси (народность тораджи), Зондских островов, Папуа, Калимантана, Сев. Суматры (батаки), приобщались под влиянием голландских миссионеров начиная с 16 века.
Индонезия – государство с самым многочисленным в мире населением, исповедующим ислам (преимущественно [около 98%] суннитского толка). Число мусульман в стране превышает 200 млн., составляя около 85% общей численности населения.
6% индонезийцев (по некоторым оценкам до 9%) исповедуют протестантизм, 3,5% - католицизм, 1,8% - индуизм, около 1% - буддизм и менее 1% - конфуцианство.