Политические партии
Первые политические партии начали зарождаться на архипелаге еще в последние годы голландского колониального господства, в пору становления индонезийского общества как единой нации, с активным проявлением национального самосознания и законного стремления к обретению суверенитета над своей страной.
К 1939 году в рамках тогдашнего парламента (volksraad) сформировалось (скорее на профессиональной, нежели политической основе) несколько фракций. В то же время, за пределами парламента начались попытки создания и объединения политических партий в самостоятельный национальный совет представителей, известный как Народный комитет Индонезии (Komite Rakyat Indonesia), в рамках которого было создано несколько политических партий. В период японской оккупации деятельность всех политических партий оказалась под запретом. Исключение составил Совет индонезийских мусульманских ассоциаций (Partai Majelis Syuro Muslimin Indonesia), сформированный в 1943 году под контролем оккупационных властей (и распущенный президентом Сукарно в 1960 году за поддержку повстанческого движения армейских офицеров в 1958 году).
В первые месяцы после провозглашения независимости 17 августа 1945 года, с возвратом к многопартийной системе в стране открылись широкие перспективы для создания и развития политических партий. Начало и середина 50-х годов - период «Либеральной демократии» (Demokrasi Liberal) - были ознаменованы расцветом политических партий, которые первоначально играли весьма значимую роль в развитии общества и в политической жизни государства. В результате первых в независимой Индонезии выборов 1955 года в Конституционной Ассамблее (Konstituante) (до ее роспуска в 1959 году и создания НКК) и СНП было представлено более 30 партий. Возрожденная, набиравшая силу и влияние Компартия Индонезии[1] - КПИ (Partai Komunis Indonesia, PKI) с 16,4% голосов вошла в четверку партий с максимальным представительством в СНП.
В дальнейшем, на фоне укрепления неограниченной президентской власти и влияния Сукарно, развитие парламентской демократии постепенно начинает сбавлять обороты. Противостояние между «чрезмерно самостоятельным» Парламентом и президентом перерастает в острый политический кризис. В феврале 1957 года Сукарно, разочаровавшийся в демократии по западному образцу, провозглашает курс страны на развитие «Направляемой демократии» (Demokrasi Terpimpin) и формулирует доктрину НАСАКОМ (NASAKOM, акроним, сложенный из понятий «национализм» / NASionalisme, «религия» / Agama и «коммунизм» / Komunisme), нацеленную на объединение различных политических сил в стране под знаменами национализма, религии и коммунизма. В 1959 году Сукарно распустил Парламент, а в новом составе СНП, сформированном президентским указом в июне 1960 года и получившем временное название «СНП взаимопомощи» (Dewan Perwakilan Rakyat Gotong Royong), депутатские мандаты распределялись уже по усмотрению Сукарно, отстранявшего от парламентской деятельности своих наиболее активных оппонентов.
С отстранением от власти Сукарно и провозглашением режима «Нового порядка» (Orde Baru), вслед за военным переворотом в сентябре-октябре 1965 года, в политической жизни страны начинают формироваться условия для обеспечения безраздельного господства трех партий, продолжающегося вплоть до отставки Сухарто в 1998 году. Как известно, в марте 1966 года в стране была запрещена деятельность КПИ, после того как ее руководство было обвинено в организации попытки государственного переворота 30 сентября 1965 года.
На первых после прихода к власти генерала Сухарто выборах 1971 года места в индонезийском Парламенте получили 10 партий. Большинство голосов (63%) досталось основанному в 1964 году коалиционному объединению Голкар (Golkar – Golongan Karya – Объединение функциональных групп), высшие посты в котором с приходом к власти генерала Сухарто закреплялись за военным руководством.
Поначалу Сухарто, впервые избранный на пост президента в 1968 году, склонялся к идее своего будущего «альянса» с Национальной партией Индонезии (Partai Nasional Indonesia), созданной в 1927 году молодым инженером Сукарно и его сподвижниками. Однако желание дистанцироваться от структур, ассоциирующихся с его предшественником и старым режимом, заставило нового президента отказаться от этого намерения и обратить внимание на Голкар, которое в дальнейшем будет им использоваться как надежная гарантия его циклического пребывания у власти. В 1978 году переизбранный на третий срок Сухарто избирается председателем исполкома Голкар.
В январе 1973 года происходит реформирование и «оптимизация» партийной системы. На политической сцене помимо правящей коалиции Голкар остаются лишь еще две партии: Объединенная партия развития – ОПР (Partai Persatuan Pembangunan, PPP), образованная слиянием четырех партий умеренной религиозной (исламской) направленности, и Демократическая партия Индонезии - ДПИ (Partai Demokrasi Indonesia, PDI), созданная спустя 6 дней в результате объединения трех светских партий и двух христианских партий.
В последующих парламентских выборах, начиная с 1977 и вплоть до 1997 года, принимали участие лишь кандидаты от указанных трех партий, при этом правящей партии Голкар неизменно отдавалось до ¾ голосов, а другие две партии были лишены возможности составить сколь-нибудь значимую оппозицию.
С падением режима «Нового порядка» и вступлением страны в новую «Эру реформации» (Era Reformasi), одним из наиболее заметных признаков демократизации и либерализации индонезийского общества в рамках принятого новым руководством курса всесторонних реформ стал возврат к многопартийной системе.
Партия | 2014 | 2019 | ||
---|---|---|---|---|
Число мест |
Число мест |
Процент голосов |
Число мест |
|
Демократическая партия борьбы / Partai Demokrasi Indonesia Perjuangan | 109 |
18,95% |
128 | 19,33% |
Партия Голкар / Partai Golongan Karya | 91 | 14,75% | 85 | 12,31% |
Партия движения за великую Индонезию / Partai Gerakan Indonesia Raya |
73 | 11,81% | 78 | 12,57% |
Партия демократов / Partai Demokrat | 61 |
10,19% |
54 | 7,77% |
Партия национального пробуждения / Partai Kebangkitan Bangsa | 47 |
9,04% |
58 | 9,69% |
Партия национального мандата / Partai Amanat Nasional | 49 |
7,59% |
44 | 6,84% |
Партия процветающей справедливости / Partai Keadilan Sejahtera | 40 |
6,79% |
50 | 8,21% |
Национал-демократическая партия / Partai Nasional Demokrat (NasDem) | 36 |
6,72% |
59 | 9,05% |
Объединенная партия развития / Partai Persatuan Pembangunan | 39 |
6,53% |
19 | 4,52% |
Партия народного самосознания / Partai Hati Nurani Rakyat | 16 |
5,26% |
- | - |
Cледует отметить, что принятый во времена правления Сухарто (в 1985 г.) закон, обязывавший любые политические партии и общественные объединения демонстрировать всецелую поддержку «Панчасила», провозглашая ее в качестве своей единственной идеологической основы, затрагивал весьма деликатные основы существования и самоидентификации политически активных мусульманских организаций и вызывал серьезные протесты со стороны их представителей, выражаемые подчас самыми радикальными средствами. В основу своей идеологической платформы партии закладывают принципы концепции «Панчасила», подчеркивая верность идеалам основателей государства, боровшихся за построение свободного демократического общества, демонстрируя преемственность поколений, приверженность основам конституционного строя и отдавая дань уважения богатому историческому наследию страны.