Государственное устройство

Нынешняя форма государственного правления Индонезии основывается на положениях, закрепленных в Конституции 1945 года (Undang-Undang Dasar Negara Republik Indonesia Tahun 1945). Конституция была утверждена в качестве основного закона страны Комиссией по подготовке независимости Индонезии (Panitia Persiapan Kemerdekaan Indonesia), возглавленной Сукарно, 18 августа 1945 года, на следующий день после провозглашения независимости, ознаменовавшего конец японской оккупации страны (1942-1945).

Вслед за этим, голландцы, вернувшиеся с британскими и австралийскими войсками, высадившимися на архипелаг под предлогом разоружения японцев, предприняли отчаянные попытки вернуть бывшей метрополии некогда подконтрольные территории, начав создавать на них отдельные государства, которые должны были по замыслу Голландии войти в состав Нидерландско-Индонезийского Союза. С 27 декабря 1949 года в стране действовала принятая под давлением голландцев в соответствии с договоренностями, достигнутыми в рамках Гаагской Конференции круглого стола (август-ноябрь 1949), Федеральная Конституция Республики Соединенных Штатов Индонезии (РСШИ) (Konstitusi Republik Indonesia Serikat). РСШИ – навязанная Нидерландами федеративная парламентская республика, объединившая шестнадцать государственных образований – собственно «Республику Индонезию», представленную на тот момент лишь несколькими территориями на Яве и Суматре, и пятнадцать «самостоятельных» штатов, созданных голландцами, которой и был формально передан суверенитет над бывшей Нидерландской Ост-Индией.

17 августа 1950 года, с выходом Индонезии, в одностороннем порядке, из союза с Нидерландами, и возвратом к унитарной республике, была принята Временная Конституция 1950 года (Undang-Undang Dasar Sementara Republik Indonesia 1950). Президентским указом от 5 июля 1959 года временная конституция была отменена, и вновь восстановлена в качестве основного закона Конституция 1945 года, обязательная для всех граждан Республики Индонезии.

Законодательная власть

Согласно действующей Конституции (в последней редакции), Индонезия – унитарная республика, власть в которой «принадлежит народу и реализуется в соответствии с Основным законом». До принятия последних поправок, Основной закон регламентировал осуществление суверенитета исключительно через некогда высший орган страны – Народный консультативный конгресс.
 
В период реформации, берущий начало с уходом с политической сцены президента Сухарто, и проведения демократических преобразований в стране, Основной закон, а вместе с ним и структура органов власти претерпевают существенные изменения.

Менее чем за три года, с октября 1999 по август 2002 года, на заседаниях НКК принимаются 4 поправки к Конституции 1945 года, каждая из которых представляет собой серьезное переосмысление основ развития и демократизации общества. В числе прочих, кардинальные изменения затронули порядок избрания, продолжительность пребывания у власти и сферу полномочий главы государства.

Конституционная реформа положила начало децентрализации власти в сторону большей самостоятельности и автономности провинциальных и региональных правительств. Наряду с упразднением некоторых органов государственного управления был создан ряд новых властных структур и демократических институтов.

Свое отражение в обновленной Конституции получила основанная на общепринятых международных демократических нормах и принципах, развернутая концепция прав человека. НКК лишился монополии на верховную власть в стране и, в том числе, своих исключительных полномочий на избрание президента и вице-президента. С 2004 года (в соответствии с решением принятым НКК на своем заседании в ноябре 2001 года) президентские выборы в стране осуществляются прямым, тайным всенародным голосованием.

Народный консультативный конгресс – НКК (Majelis Permusyawaratan Rakyat, MPR) , оставаясь лишь одним из трех органов законодательной власти, сохранил право решать вопросы, связанные с изменением Основного закона государства, утверждать на пост президента и вице-президента (кандидатов, избранных народом в ходе прямых президентских выборов), приостанавливать полномочия действующего президента и вице-президента по представлению Совета народных представителей, а также предоставлять президентские полномочия вице-президенту в случае отставки президента или невозможности последним исполнять свои обязанности. 

В своем преобразованном виде НКК представлен двумя палатами:
Нижняя палата – собственно парламент – постоянно действующий Совет народных представителей - СНП (Dewan Perwakilan Rakyat, DPR).

К компетенции парламента (СНП) относятся разработка, принятие и контроль исполнения законов, рассмотрение и утверждение постановлений правительства страны, имеющих силу закона, утверждение государственных планов развития и ежегодных государственных бюджетов, вносимых на рассмотрение Президентом, ратификация международных соглашений, рассмотрение предложений верхней палаты - Совета региональных представителей - СРП (Dewan Perwakilan Daerah, DPD).

В СРП, впервые избранном в октябре 2004 года в соответствии с четвертой поправкой к Конституции, заседает 132 делегата на внепартийной основе (по 4 представителя от каждой из 33 провинций страны). Этот орган, не обладая законотворческой компетенцией, имеет полномочия выносить на рассмотрение Парламента предложения и представлять экспертные заключения по проблематике регионального развития. 

Активным избирательным правом в стране обладают все граждане Индонезии, достигшие 17-летнего возраста, или состоящие в браке[1]

НКК, СНП и СРП составляют законодательную ветвь власти Индонезии.

Исполнительная власть

Первая поправка к Конституции 1945 года, принятая на общем заседании НКК в октябре 1999 года, затронула некогда казавшиеся незыблемыми нормы, связанные с полномочиями президента и вице-президента страны. В частности, новая редакция Статьи 5 ограничивает власть президента в области законотворчества и гласит, что президент имеет право лишь «предлагать законопроекты на рассмотрение Совета народных представителей». Ранее та же статья предоставляла главе государства по существу неограниченное право «формировать закон по согласованию с СНП».

В прежней редакции Конституции был регламентирован порядок выбора президента и вице-президента большинством голосов Народного консультативного конгресса. При этом какие-либо ограничения по количеству сроков, которое одно и то же лицо может занимать пост президента, в законодательстве отсутствовали.

Обновленная Конституция узаконила прямые президентские выборы (новая Статья 6А) и ограничила возможности пребывания одного человека на посту президента двумя пятилетними сроками (Статья 7 в новой редакции).

Законодательством страны (Статья 9 Закона № 42 от 2008 года о всеобщих выборах президента и вице-президента) закреплено положение о том, что свои кандидатуры на выборах (президента и вице-президента, избираемых одновременно) могут представлять политические партии или коалиции, участвовавшие в последних парламентских выборах и в итоге получившие не менее 20% мест в СНП или набравшие не менее 25% голосов избирателей.

Правительство страны (кабинет министров) возглавляют президент (который также является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами) и вице-президент.

Состав кабинета формируется вновь избранным президентом в процессе тщательного отбора из списка партийных функционеров, предлагаемых коалиционными силами партий, выдвигавших его кандидатуру на выборах и беспартийных профессионалов. Все кандидаты проходят собеседование с президентом и обязательную медицинскую комиссию.

Судебная власть

Третья поправка к Конституции, ратифицированная на ежегодном заседании НКК в ноябре 2001 (статья 24 в новой редакции), особо подчеркивает формальную независимость судебной системы от других властных структур и ветвей власти. 

Верховный суд (Mahkamah Agung) является высшей судебной инстанцией, обладающей функцией надзора за деятельностью высших апелляционных судов, судов общей юрисдикции, религиозных судов, военных трибуналов, районных судов. Кандидатуры членов Верховного суда (в том числе председателя и двух его заместителей) номинируются и предлагаются на рассмотрение Парламента (СНП) специальной Судебной комиссией. После утверждения кандидатур на заседании СНП, члены Верховного суда назначаются на соответствующие должности президентом страны.

Конституционная поправка дала начало институту Судебной комиссии (Komisi Yudisial), которая была задумана как эффективный инструмент формирования обновленной, справедливой, прозрачной, профессиональной правовой и судебной системы в стране. Основной задачей Судебной комиссии, первый состав которой в количестве семи человек принял присягу перед Президентом в августе 2005 года, является формирование Верховного суда и контроль соблюдения судьями законности и морально-этических норм.

В период между принятием в 2001 году третьей поправки, регламентировавшей создание еще одного принципиально нового для Индонезии правового института, Конституционного суда (Mahkamah Konstitusi), до момента его формального учреждения и приведения к присяге его девяти членов (трех кандидатов, предлагаемых Верховным судом, трех – от СНП и трех от президента) в августе 2003 года, его функции осуществлялись Верховным судом.

Конституционный суд наделен полномочиями последней инстанции в принятии решений о соответствии принимаемых законов, президентских указов, международных договоров положениям конституционных норм, в рассмотрении разногласий о пределах компетенции государственных структур, вытекающих из Конституции, в вопросах контроля соблюдения законности при роспуске политических партий, в разрешении споров о легитимности результатов выборов.


Мы используем файлы cookie для обработки ваших персональных данных.